Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются всеобщими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня обновления принципиально новая сигнальная система.
Ведущая сигнальная система действительности -это система наших непринужденных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Глагол (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе ведущей сигнальной системы и имеет значение едва в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (глаголу) у человека более быстро, чем у животных, образуются кратковременные связи, ибо глагол несет в себе общественно выработанное значение предмета. Кратковременные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в потоке многих лет.
Глагол является анаболиком познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения кардинальных ее свойств. С глаголом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”.
Действие глаголы в качестве условного раздражителя может иметь таковую же армию, как непринужденный первосигнальный раздражитель. Под влиянием глаголы находятся не едва психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).
Вторая сигнальная система имеет две миссии -коммуникативную (она обеспечивает общение меж толпами) и миссию отражения объективных закономерностей. Глагол не едва дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.
К второй сигнальной системе относится слово слышное, видимое (написанное) и произносимое.
Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности. Они всеобщие у человека и высших животных (четыре типа). Но у толп имеются специфические типологические особенности, связанные с второй сигнальной системой. У целых толп вторая сигнальная система преобладает над ведущей. Стадия этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) живописный; 3) средний (смешанный).
К мыслительному типу относятся лики с значительным преобладанием второй сигнальной системы над ведущей. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непринужденное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.
К живописному типу относятся толпы с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над ведущей. Им свойственный живость, яркость конкретных образов (художники, авторы, актеры, конструкторы, изобретатели и др.).
Средний, или смешанный, тип толп занимает промежуточное взаимоположение меж двумя ведущими.
Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от ведущей сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.
“Нужно помнить, -говорил И.П, Павлов, -что вторая сигнальная система имеет значение через ведущую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от ведущей сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни”.
У толп с чрезмерным преобладанием ведущей сигнальной системы, как правило, меньше развита склонность к абстрагированию, теоретизации.
Сегодняшние исследования высшей нервной деятельности характеризуются обновлением интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.
Мотивация и регуляция поведения.
Психические процессы и состояния.
Мотивация деятельности и поведения.
Понятие деятельности и поведения
Деятельность -целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Деятельность -сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия люди с миром.
Деятельность определяется закрытыми (психическими) и зарубежными договорами, осуществляется в облике различных способов (систем способов и операций) , при помощи определенных анаболиков.
В онтогенетическом обновлении человека обычно выделяются три ведущих облика деятельности: игра, учение, труд. Но это едва самая всеобщая классификация обликов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности люди, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.
Поведением называется социально значимая система действий человека.
Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым законам поведения, и проступком, если не соответствуют этим законам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем вольности и сознания человека, называется преступлением.
Одной из основных предпосылок злоумышленного поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и заинтересованностями других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, альянсу. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от договоров психического обновления человека. Формирование человека -это формирование его потребностей и способов их удовлетворения.
Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.
Нуждаясь в определенных договорах, человек стремится к устранению возникшего дефицита.
Договоры, необходимые для жизни и обновления человека, делятся на близкие альянсы: а) договоры, необходимые для жизни и обновления человека как настоящего организма (отсюда настоящие или органические потребности) ; б) договоры, необходимые для жизни и обновления человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (договоры для общения, познания и труда) ; в) договоры, необходимые для жизни и обновления данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.
Потребность -необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.
Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. [an error occurred while processing this directive] Потребности подразделяются на настоящие и воспитанные. Воспитанные потребности подразделяются на вещественные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных запросов связаны эти потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной модели. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности -ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную модель личностных потребностей.
Целое уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует с целыми уровнями -происходит так называемая “сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее вероятностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с обновлением личности, высшие ее уровни “вызревают” едва к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают доигрывать системообразующую образ в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению заинтересованностей личности, а в ряде дел к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в взаимопонимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.
Иерархия потребностей человека
Потребность в самореализации
Когнитивные потребности Потребность в признании, почитании
Потребность в привязанностях
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда следует потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой солидной человеческой потребности -основной показатель социальной деформации личности.
Органические потребности человека возникают без дополнительного их формирования, тогда как целое социальные потребности возникают едва в процессе дополнительного их формирования, воспитания.
Потребности толп зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от договоров жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной альянсу.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Довольная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стальными.
Возникающие в результате деятельности целое новые и новые потребности являются основным стимулом как обновления отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого акта едва в том деле, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые анаболики и договоры (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем всевозможный анаболики удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.
Возникающая потребность будить мотивационное возбуждение должных нервных центров, побуждающее организм к определенному облику деятельности. При этом оживляются целое необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии зарубежных договоров и на основе этого формируется целенаправленное действие.
Итак, актуализированная потребность будить определенное нейрофизиологическое состояние -мотивацию.
Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем) , вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или других сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность зарубежного стимула зависит не едва от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (плотный организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Зарубежные раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию едва при должном мотивационном состоянии организма.
Таковым образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и модели деятельности по овладению требуемым объектом. Эти модели -программы поведения - могут быть или врожденными, слепыми, или основанными на индивидуальном опыте, или снова созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая благонравную эмоцию, “утверждает” данный облик деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности будить отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим -поисковой деятельности. Таковым образом, мотивация -индивидуализированный механизм соотнесения зарубежных и закрытых факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением зарубежной обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод будить определенные действия в зависимости от зарубежной ситуации.
В человеческой жизнедеятельности сама зарубежная обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в злоумышлено опасной ситуации один человек руководствуется едва органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим толпам, у третьего -проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.
Целое формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой -глаголом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, заинтересованности, желания, стремления и влечения.
Облики мотивационных состояний: установки,
заинтересованности, желания, стремления, влечения
Установка -это стереотипная готовность действовать в должной ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни задача действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают близкие облики установок:
1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти десницы к оперированию большими или малыми предметами).
2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из всеобщего шумового фона).
3) Социально-перцептивная установка -стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).
4) Когнитивная -познавательная установка (сомнение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных аргументов, оправдательные же аргументы отступают на второй план).
5) Мнемическая установка -установка на запоминание значимого материала.
Но в большинстве дел человек осознает необходимые в данных договорах действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает задача этих действий. Объективные договоры поведения осознаются в системе понятий.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением договоров, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых договоров осуществляется в облике заинтересованностей, желаний, стремлений и влечений.
Заинтересованность (от лат. ” -имеет значение) -избирательное отношение к предметам и явлениям в результате взаимопонимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Заинтересованности определяются доминирующей направленностью личности. Заинтересованности личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной альянсу. Заинтересованности человека определяются системой его потребностей, но связь заинтересованностей с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.
Заинтересованность, как и целое психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями заинтересованности подразделяются по содержанию (вещественные и духовные) , по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непринужденные и косвенные заинтересованности (так, например, проявленный следователем заинтересованность к какому-либо вещественному аргументу является заинтересованностью косвенным, тогда как прямым его заинтересованностью является раскрытие целого преступления в целом). Заинтересованности могут быть благонравными и отрицательными. Они не едва стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина заинтересованностей человека определяет полноценность его жизни. Узость круга заинтересованностей, их обусловленность едва вещественными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых заинтересованностей часто лежат в основе злоумышленного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга заинтересованностей данного человека.