суббота, 6 июня 2009 г.

Психологическая характеристика деятельности

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, ин­тегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность лю­дей является объектом изучения не едва психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, события, различных производственных технологий. Для психологии категория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и солидное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессиональ­но-личностные особенности человека.
Формирующая образ деятельности раскрывается при сравне­нии психики толп, занятых в различных областях труда. В обновлении психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном облике труда (психология космическая, спортивная, педагогиче­ская и т. д.). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она (формирует. Устойчивые ка­чества личности позволяют по отдельным проявлениям в пове­дении, а иногда и по зарубежному облику определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям толп, поста­новка голоса, продуманность глаголов, воздействующих на человека, умение объяснить свободно сложный дилемма, убежденность и мно­гие другие личностные качества становятся типичными для поведения воспитатели.
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на раз­личных уровнях отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная армия, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направ­ляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регу­лировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует духовную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процес­сом выполнения действия на уровне восприятия.
Возрастающие запросы к быстроте и точности реакций человека в договорах сегодняшнего производства заставляют ин­женеров вместе с психологами искать новые конструктивные решения пультов управления технологическим процессом. Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с другой - раз­личные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию производимых действий в соответствии с объ­ективными запросами деятельности. В отличие от автома­тических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием договоров деятельности, в которую включен человек.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные задачи. В качестве мотивов могут появиться потребности, думаю, чув­ства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно закрытых побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с задачами, которые желает догнать личность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В ка­питалистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы) , либо нажива (стремление к личному обогащению, удов­летворению личных потребностей). Принципиально другую основу имеют мотивы деятельности советских толп, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистическо­го общества. На ведущий план в мотивации деятельности высту­пает общественная ценность результатов труда. Конечно, дума­ские толпы, наряду с моральной, имеют и вещественную заин­тересованность в труде.
Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизнен­ных договоров. Основой взаимопонимания поведения в советской психо­логии является марксистско-ленинское учение о потребностях. Наряду с органическими потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими усло­виями жизни. Под влиянием изменений окружающего мира изме­няются и потребности.
Потребность сама по себе еще не является мотивом целе­направленного сознательного действия. Для возникновения пред­метной деятельности необходимо соотнести потребность с пред­метом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.
Для поведения человека нетривиальна динамичность; с измене­нием обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и анаболики, необходимые для достижения задачи. Общественно зна­чимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.
Одна из задач советской школы - воспитание у учащихся коммунистических мотивов и задач деятельности. В процессе обу­чения через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику обще­ственного богатства.
В формировании отношения человека к деятельности, в ста­новлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.


Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних делах успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует армии на достижение новых задач в работе, а в других - может вы­звать самоуспокоение.
Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с задачей сдержать успех, или игнорировать неус­пех и выбирать целое более сложные задачи, или выяснить при­звания неуспеха при решении задач, овладеть способами выполне­ния более простых обликов деятельности, а в дальнейшем перехо­дить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому •человек относится положительно, обманутые надежды на его ус­пешное выполнение будить подавленное состояние. В зависи­мости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут затребовать либо несогласие от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки осуществить задание.
Уровень притязания - оценка человеком своих вероятностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим вероятностям вы­полнения деятельности. При высоком уровне притязаний и огра­ниченной вероятности их реализации возникает разногласие лич­ности с коллективом или с самим собой.
Причины, порождающие несоответствие меж притязаниями личности и ее вероятностями, могут быть объективными и субъективными. Социалистический строй уничтожил классовые и экономические причины, преграждающие в эксплуататорском обществе вероятность творческого самоутверждения личности в каждом деле. Тем большее значение в договорах возведения коммунизма приобретает безупречное воспитание, которое ликви­дирует вероятность расхождения меж притязаниями личности и психическими, субъективными вероятностями достижения ус­пеха.
При безупречном воспитании уровень притязания должен на­ходиться в соответствии с способностями и трудолюбием лич­ности. Поддерживая уверенность учащегося в вероятности ус­пеха, воспитатель одновременно должен объективно и требовательно оценивать результаты его деятельности, не допуская возникнове­ния необоснованных претензий. Высокий уровень притязаний не­редко помогает человеку развить свои способности, если человек сам упорно и последовательно стремится к достижению задачи.
В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии обновления личности, ее деятельности. Осуществление притязаний в активности, постановка новых задач - это мощный фактор обновления личности.
Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из них - сочетание элементов созидания с сложившимися сте­реотипами выполнения задания. Поиск нового в труде, “обитать­винка в деле”нетривиальны для творческой личности. Созидание поднимает деятельность на высшую подножка, двигает впредь про­изводство и науку. Для самого труженика важно то, что в твор­ческом труде происходит слияние физических, духовных и нравственных армий, обеспечивающих полноту самовыражения лич­ности.
На успех выполнения деятельности влияет состояние лично­сти. Так, всякий облик деятельности будить утомление. Утомле­ние - настоящее понижение работоспособности вследствие рас­хода энергетических возможностей организма. Усталость - пережива­ние человеком утомления. Чувство усталости включает отноше­ние человека к работе, привычку к физическому и духовному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом возникновении работы. Усталость после трудной, но нуж­ной толпам работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно воинствующий, изменение облика деятельности восста­навливают армии, образовывают вероятность продолжения деятельности.
Объективным показателем утомления является замедление тем­па работы и снижение ее качества. Исследование работоспособ­ности показывает, что в ведущие два момента работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, скучная работа приводит к тому, что утомление и усталость наступают раньше, чем в тех делах, когда работа увлекает человека.
Воспитателю необходимо обращать внимание на утомление уча­щихся. Организация безупречного режима деятельности - одна из важных психолого-педагогических задач школы. Чередование уроков, всевозможных по содержанию материала, по стадии трудности, безупречная организация отдыха на изменениях помо­гут предупредить утомление и сохранить армии учащихся до конца учебного дня.
Мотивы и задачи деятельности, созидание, утомление в про­цессе деятельности тесно связаны меж собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет курс творческих поисков, возмож­ность преодоления астенических переживаний ради обществен­ных и личных задач, которые человек реализует в своем труде.