В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность людей является объектом изучения не едва психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, события, различных производственных технологий. Для психологии категория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и солидное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.
Формирующая образ деятельности раскрывается при сравнении психики толп, занятых в различных областях труда. В обновлении психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном облике труда (психология космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она (формирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по зарубежному облику определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям толп, постановка голоса, продуманность глаголов, воздействующих на человека, умение объяснить свободно сложный дилемма, убежденность и многие другие личностные качества становятся типичными для поведения воспитатели.
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная армия, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует духовную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процессом выполнения действия на уровне восприятия.
Возрастающие запросы к быстроте и точности реакций человека в договорах сегодняшнего производства заставляют инженеров вместе с психологами искать новые конструктивные решения пультов управления технологическим процессом. Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с другой - различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию производимых действий в соответствии с объективными запросами деятельности. В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием договоров деятельности, в которую включен человек.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные задачи. В качестве мотивов могут появиться потребности, думаю, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно закрытых побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с задачами, которые желает догнать личность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В капиталистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы) , либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению личных потребностей). Принципиально другую основу имеют мотивы деятельности советских толп, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества. На ведущий план в мотивации деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Конечно, думаские толпы, наряду с моральной, имеют и вещественную заинтересованность в труде.
Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных договоров. Основой взаимопонимания поведения в советской психологии является марксистско-ленинское учение о потребностях. Наряду с органическими потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими условиями жизни. Под влиянием изменений окружающего мира изменяются и потребности.
Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.
Для поведения человека нетривиальна динамичность; с изменением обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и анаболики, необходимые для достижения задачи. Общественно значимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.
Одна из задач советской школы - воспитание у учащихся коммунистических мотивов и задач деятельности. В процессе обучения через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику общественного богатства.
В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.
Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних делах успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует армии на достижение новых задач в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение.
Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с задачей сдержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать целое более сложные задачи, или выяснить призвания неуспеха при решении задач, овладеть способами выполнения более простых обликов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому •человек относится положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение будить подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут затребовать либо несогласие от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки осуществить задание.
Уровень притязания - оценка человеком своих вероятностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим вероятностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченной вероятности их реализации возникает разногласие личности с коллективом или с самим собой.
Причины, порождающие несоответствие меж притязаниями личности и ее вероятностями, могут быть объективными и субъективными. Социалистический строй уничтожил классовые и экономические причины, преграждающие в эксплуататорском обществе вероятность творческого самоутверждения личности в каждом деле. Тем большее значение в договорах возведения коммунизма приобретает безупречное воспитание, которое ликвидирует вероятность расхождения меж притязаниями личности и психическими, субъективными вероятностями достижения успеха.
При безупречном воспитании уровень притязания должен находиться в соответствии с способностями и трудолюбием личности. Поддерживая уверенность учащегося в вероятности успеха, воспитатель одновременно должен объективно и требовательно оценивать результаты его деятельности, не допуская возникновения необоснованных претензий. Высокий уровень притязаний нередко помогает человеку развить свои способности, если человек сам упорно и последовательно стремится к достижению задачи.
В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии обновления личности, ее деятельности. Осуществление притязаний в активности, постановка новых задач - это мощный фактор обновления личности.
Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из них - сочетание элементов созидания с сложившимися стереотипами выполнения задания. Поиск нового в труде, “обитатьвинка в деле”нетривиальны для творческой личности. Созидание поднимает деятельность на высшую подножка, двигает впредь производство и науку. Для самого труженика важно то, что в творческом труде происходит слияние физических, духовных и нравственных армий, обеспечивающих полноту самовыражения личности.
На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, всякий облик деятельности будить утомление. Утомление - настоящее понижение работоспособности вследствие расхода энергетических возможностей организма. Усталость - переживание человеком утомления. Чувство усталости включает отношение человека к работе, привычку к физическому и духовному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом возникновении работы. Усталость после трудной, но нужной толпам работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно воинствующий, изменение облика деятельности восстанавливают армии, образовывают вероятность продолжения деятельности.
Объективным показателем утомления является замедление темпа работы и снижение ее качества. Исследование работоспособности показывает, что в ведущие два момента работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, скучная работа приводит к тому, что утомление и усталость наступают раньше, чем в тех делах, когда работа увлекает человека.
Воспитателю необходимо обращать внимание на утомление учащихся. Организация безупречного режима деятельности - одна из важных психолого-педагогических задач школы. Чередование уроков, всевозможных по содержанию материала, по стадии трудности, безупречная организация отдыха на изменениях помогут предупредить утомление и сохранить армии учащихся до конца учебного дня.
Мотивы и задачи деятельности, созидание, утомление в процессе деятельности тесно связаны меж собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет курс творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных задач, которые человек реализует в своем труде.