Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе воинствующий. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким обликом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, армии воображения и вольности, способностей и черт курса.
Деятельность - категория социальная. Животным доступна едва жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к запросам окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное влияние на нее. Человек как личность назначает перед собой задачи, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Принцип согласия сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде целого те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таковым образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания воспитатель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, воспитатель делает выведение о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют курс отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.
Всякий облик деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение десницы при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого агрегата при произнесении глаголов. Движение есть физиологическая миссия живого организма. Двигательная, или моторная, миссия у человека появляется очень досрочно. Ведущие движения наблюдаются во внутриутробный период обновления, у зародыша. Новорожденный.вопить и производит десницами и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.
Врожденные движения дитя предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного будить стереотипное хватательное движение. Это исходная безусловно рефлекторная связь меж ощущением и движением без отражения специфики воздействующего предмета. Значительные изменения в курсе хватательного рефлекса происходят в возрасте от 2,5 до 4 месяцев. Они вызваны обновлением органов чувств, прежде целого зрения и осязания, а также совершенствованием моторики и двигательных ощущений. Длительный контакт с предметом, осуществляемый в хватательном рефлексе, происходит под контролем зрения. Благодаря этому формируется система зрительно-моторных связей на основе тактильного подкрепления. Хватательный рефлекс распадается, уступая место условно-рефлекторным движениям, должным особенностям предмета.
По физиологической основе целое движения человека могут быть разделены на две альянсы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже таковой элементарный, всеобщий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Едва очень незначительное количество движений (визг, моргание) являются врожденными. Двигательное обновление ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Большие прижизненные вероятности обновления движений человека. Они включены в различные облики труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Большое величина движений (мимика, жесты) передают чувства, думаю, отношения. Жесты и мимика выполняют образ говора знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.
Двигательные способности у толп различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, артистов двигательные способности доводятся до таковой стадии совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Система движений, направленных на предмет с задачей его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной миссией организма, действия изначально носят социальный курс: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с кторыми сталкивается человек.
Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок занимается есть ложкой, мыть десницы мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных десницами человека, заложен способ действия с ними.
Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит обновление его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На ведущем году жизни выделение предметов и операции с ними основываются едва в чувственном образе. С обновлением речи глагол начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.
Действия могут быть направлены не едва на предмет, но и на окружающих толп. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют определить в обществе законам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые законы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Едва в договорах социалистического общества складываются единые запросы и оценка поведения целых членов общества.
В психологии различают физические (зарубежные, моторные) действия с предметами и духовные (закрытые, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, /7. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной изобразили, что духовные действия формируются вначале как зарубежные, предметные и постепенно переносятся во закрытый ' план. Перевод зарубежного действия во закрытый план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок занимается думать. Вначале он думает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в духовное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: глаголы и величины. Формирование всевозможных духовных действий обеспечивает духовную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.
Овладение духовной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к зарубежной деятельности, направленной.на достижение желаемой задачи, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Зарубежная деятельность направляется и контролируется духовной деятельностью. Реализация духовного действия вовне, в облике действий с предметами называется экстериоризацией.
Зарубежная деятельность контролируется закрытым планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в облике образов и мыслей. Духовный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной задачи. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как агрегат контроля результатов действия и сличения их с поставленной задачей.
По стадии осознанности задач (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой стадией осознанности задач и возможных последствий. Возникший в сознании образ или глагол, команда сразу) же будить действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков - это обычные дела не злостного, случайного нарушения дисциплины.
Волевые действия предполагают продуманность задач и возможных последствий.
Совокупность действий, объединенных всеобщей задачей и выполняющих определенную общественную миссию, составляет деятельность.