пятница, 6 марта 2009 г.

Задачи современной психологии

В настоящее время наблюдается бурное обновление психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее обновлении. В потоке последних десятилетий значитель­но расширился фронт психологических исследований, появи­лись новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный агрегат психологической науки, непрерывно по­являются новые гипотезы и задумки, психология обогащает­ся новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические загвоздки психологии», харак­теризуя сегодняшнее состояние науки, отмечает, что в настоя­щее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработке методологических загвоздок психоло­гической науки и ее всеобщей теории».
Область явлений, изучаемых психологией, большая. Она ох­ватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную стадия сложности - от элементарного различения от­дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже доста­точно хорошо изучены, а описание других сводится едва к про c той фиксации наблюдений. Многие думают, и это вытекает особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их система­тизацию и многое другое. Ее конечная задача заключается в том, что­бы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и воз­никают методологические загвоздки. Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теорети­ческого знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейший образ принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психо­логической науки, изобразил их системную взаимосвязь, всеобщ­ность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены близкие базовые категории пси­хологии: категория отражения, атегория деятельности, катего­рия личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объ­ективных связей социальных и натуральных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его обновлении представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисципли­ной. В настоящее время ее образ в общественной жизни сущест­венно изменилась. Она целое более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе обра­зования, в промышленности, государственном управлении, ме­дицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической на­уки в решение практических задач существенно изменяет и ус­ловия обновления ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или другой форме во целых сферах жизни общества, определяясь возрастаю­щей образом так называемого человеческого фактора. Под «чело­веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси­хологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают толпы и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование фактически целой системы психических явлений - от элементарных ощущений и до психических свойств лично­сти, - направленное на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для с­здания научной основы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом образы прикладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор­мления и обновления и призвана стать связующим звеном меж наукой и практическим применением ее результатов.
Сегодняшняя психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит взаимопонимание вероятностей использования пси­хологических данных в других науках и, наоборот, взаимопонимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре­зультаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или другой исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне обновления психологических знаний, и об общефило­софской направленности самой классификационной модели. Сле­дует отметить, что в события духовного обновления общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепри­нятой считается нелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость свя­зей меж науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная модель имеет форму треугольника, вершины к­торого представляют науки настоящие, социальные и фило­софские. Таковое взаимоположение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных альянсов наук с пред­метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь­ника.
Важнейшая миссия психологии в всеобщей системе научного знания заключается в том, что она, синтезируя в определенном от­ношении достижения ряда других областей научного знания является, по высказыванию Б.Ф.Ломова, интегратором целых научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот дилемма, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно научного знания.
Остановимся подробнее на описании содержательных харак­теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее обновлении. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, Регулируются его действия, развивается психическая дея­тельность и формируются психические свойства личности. Пси­хика, как известно, есть отражение объективной действитель­ности, и потому изучение психологических законов означает прежде целого установление зависимости психических явлений от объективных договоров жизни и деятельности человека.
В то же время каждая деятельность толп всегда закономер­но зависит не едва от объективных договоров жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Матери­алистическая психология дает действительное научное обосно­вание взаимодействия субъективных и объективных договоров, исходя из того, что вещественной основой целых психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы кратковременных связей в коре головного мозга. Благодаря образова­нию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека - регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объ­ективной действительности.
Таковым образом, устанавливая закономерные зависимости пси­хических явлений от объективных договоров жизни и деятельно­сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих влияний. Следовательно, пси­хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в детали, с физиологией высшей нервной деятельности.
Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или другие миссии организма, а физио­логия высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» орга­низма с средой. Легко видеть, что знание той образы, которую в этом процессе доигрывают различные «ярусы» нервной системы, за­коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные свя­зи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучив­ший основные облики психической деятельности человека, не ог­раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими агрегатами они осуществляются, в каких системах про­текают. Но для овладения основами психологической науки зна­ния физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способ­ствовал ее союз с целым естествознанием, возникновение которому бы­ло положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода' (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психо­логических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сече­нов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физи­ологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красно­вагонов, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Большое влияние на разработку основных загвоздок современ­ной психологии "казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить образ психики в приспособлении живых су­ществ к изменяющимся договорам среды, понять происхожде­ние высших форм психической деятельности из низших.
Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли­чия в существовании трав и животных. Нужно ясно пред­ставлять, что именно меняется в договорах жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в договорах наземного существования, предъявляю­щего неизмеримо большие запросы к воинствующей ориентиров­ке в договорах среды. Нужно хорошо усвоить различия в прин­ципах существования, меж миром насекомых и высших по­звоночных. Без таковых знаний всеобщих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое взаимопонимание особенно­стей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био­логическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме­ре не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще­ственными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых событием, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением, законной и другими общественными на­уками, приводит к постановке загвоздок, по существу, психоло­гических. Часто социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме­ханизмах индивидуального и альянсов поведения толп, за­кономерностях формирования стереотипов поведения, привы­чек, социальных установок и ориентации, без изучения настро­ений, чувств, психологического климата, без исследования пси­хологических свойств и особенностей личности, ее способно­стей, мотивов, курса, межличностных отношений и т.д. Ко­ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника­ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про­цессов, и, напротив, сами они могут быть поняты едва на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в договорах общественной ис­тории, протекают в договорах сложившейся в события предмет­ной деятельности, опираются на те анаболики, которые сформи­ровались в договорах труда, употребления орудий и говора.
Сказанное делает ясным, какое большое значение для пси­хологии имеет ее связь с общественными науками. Если реша­ющую образ в формировании поведения животного доигрывают био­логические договоры существования, то таковую же образ в форми­ровании поведения человека доигрывают договоры общественной ис­тории. Сегодняшняя психологическая наука, изучающая преж­де специфически человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук - исторического материа­лизма, обобщающего основные законы обновления общества. Толь­ко тщательный учет общественных договоров, формирующих пси­хическую деятельность человека, позволяет психологии обре­сти прочную научную основу.
И особо вытекает на связи психологии с педаго­гикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его на­до всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно прак­тическое значение психологии. В том деле, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических дум и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по­мочь воспитателю. В обновлении целых областей педагогики (всеобщей те­ории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возни­кают загвоздки, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического обновления человека в це­лом имеют кардинальное значение для решения фундаменталь­ных педагогических загвоздок, таковых, как определение содер­жания образования на разных подножках обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
В настоящее время накопилась масса загвоздок, которые будить острые дискуссии по дилеммам: чему учить совре­менного школьника? что и как отбирать из большой массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно­сти и резервы психического обновления человека на разных воз­растных подножках и где их борты.
Не меньше остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к загвоздкам воспитания. Задачей воспитания является формирование личности, должной запросам развивающегося общества. А достижение этой це­ли предполагает изучение закономерностей формирования лич­ности: ее направленности, способностей, потребностей, миро­воззрения и т.д. Целое сказанное свидетельствует о том, что сегодняшняя психология находится на стыке наук. Она занима­ет промежуточное взаимоположение меж спокойными науками, с одной стороны, настоящими, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во целых своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретиче­ские принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд дополнительных дисциплин, связи меж которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и с­циальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущую­ся «несовместимость», они целое тем не меньше относятся к еди­ной области знания. В конце концов, их всеобщая задача заключается в изучении сущности одного и того же класса явлений - психи­ческих. Основа объединения целых дополнительных психологических дисциплин является всеобщая психология, экспериментально и те­оретически разрабатывающая основные психологические про­блемы. Первый объект исследования целой системы психологи­ческих дисциплин один и тот же. Это - человек, его психиче­ские процессы, состояния и свойства.