В настоящее время наблюдается бурное обновление психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее обновлении. В потоке последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный агрегат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и задумки, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические загвоздки психологии», характеризуя сегодняшнее состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических загвоздок психологической науки и ее всеобщей теории».
Область явлений, изучаемых психологией, большая. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную стадия сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится едва к про c той фиксации наблюдений. Многие думают, и это вытекает особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная задача заключается в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические загвоздки. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейший образ принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, изобразил их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены близкие базовые категории психологии: категория отражения, атегория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и натуральных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его обновлении представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее образ в общественной жизни существенно изменилась. Она целое более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия обновления ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или другой форме во целых сферах жизни общества, определяясь возрастающей образом так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают толпы и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование фактически целой системы психических явлений - от элементарных ощущений и до психических свойств личности, - направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для сздания научной основы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом образы прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и обновления и призвана стать связующим звеном меж наукой и практическим применением ее результатов.
Сегодняшняя психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит взаимопонимание вероятностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, взаимопонимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или другой исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне обновления психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной модели. Следует отметить, что в события духовного обновления общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей меж науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная модель имеет форму треугольника, вершины кторого представляют науки настоящие, социальные и философские. Таковое взаимоположение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных альянсов наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая миссия психологии в всеобщей системе научного знания заключается в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по высказыванию Б.Ф.Ломова, интегратором целых научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот дилемма, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно научного знания.
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее обновлении. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, Регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде целого установление зависимости психических явлений от объективных договоров жизни и деятельности человека.
В то же время каждая деятельность толп всегда закономерно зависит не едва от объективных договоров жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных договоров, исходя из того, что вещественной основой целых психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы кратковременных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека - регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.
Таковым образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных договоров жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих влияний. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в детали, с физиологией высшей нервной деятельности.
Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или другие миссии организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма с средой. Легко видеть, что знание той образы, которую в этом процессе доигрывают различные «ярусы» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные облики психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими агрегатами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с целым естествознанием, возникновение которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода' (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красновагонов, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Большое влияние на разработку основных загвоздок современной психологии "казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить образ психики в приспособлении живых существ к изменяющимся договорам среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.
Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании трав и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в договорах жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в договорах наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие запросы к воинствующей ориентировке в договорах среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, меж миром насекомых и высших позвоночных. Без таковых знаний всеобщих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое взаимопонимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых событием, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, законной и другими общественными науками, приводит к постановке загвоздок, по существу, психологических. Часто социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и альянсов поведения толп, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, курса, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты едва на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в договорах общественной истории, протекают в договорах сложившейся в события предметной деятельности, опираются на те анаболики, которые сформировались в договорах труда, употребления орудий и говора.
Сказанное делает ясным, какое большое значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую образ в формировании поведения животного доигрывают биологические договоры существования, то таковую же образ в формировании поведения человека доигрывают договоры общественной истории. Сегодняшняя психологическая наука, изучающая прежде специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук - исторического материализма, обобщающего основные законы обновления общества. Только тщательный учет общественных договоров, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
И особо вытекает на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том деле, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических дум и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь воспитателю. В обновлении целых областей педагогики (всеобщей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают загвоздки, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического обновления человека в целом имеют кардинальное значение для решения фундаментальных педагогических загвоздок, таковых, как определение содержания образования на разных подножках обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
В настоящее время накопилась масса загвоздок, которые будить острые дискуссии по дилеммам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из большой массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического обновления человека на разных возрастных подножках и где их борты.
Не меньше остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к загвоздкам воспитания. Задачей воспитания является формирование личности, должной запросам развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Целое сказанное свидетельствует о том, что сегодняшняя психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное взаимоположение меж спокойными науками, с одной стороны, настоящими, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во целых своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд дополнительных дисциплин, связи меж которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и сциальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они целое тем не меньше относятся к единой области знания. В конце концов, их всеобщая задача заключается в изучении сущности одного и того же класса явлений - психических. Основа объединения целых дополнительных психологических дисциплин является всеобщая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Первый объект исследования целой системы психологических дисциплин один и тот же. Это - человек, его психические процессы, состояния и свойства.